Страница уполномоченного по правам ребенка
Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений Митрофанова Людмила Николаевна.
Приказ о назначении уполномоченного по защите прав и законных интересов воспитанников
Основные функции Уполномоченного в ДОУ
содействует правовому просвещению участников образовательных отношений;
содействует восстановлению нарушенных прав участников образовательных отношений;
оказывает помощь законным представителям несовершеннолетних в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях;
обеспечивает взаимодействие воспитанников, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательных отношений по вопросам защиты их прав.
Уполномоченным по защите прав участников образовательных отношений ДОУ не принимаются к рассмотрению жалобы:
по вопросам связанным с оплатой труда и поощрения членов трудового коллектива;
на дисциплинарные взыскания;
на организацию образовательного процесса.
В своей деятельности Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений ДОУ руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права. Конвенцией ООН о правах ребенка. Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством, направленным на защиту прав и интересов ребенка, Уставом ДОУ и Положением ДОУ об Уполномоченном по защите прав участников образовательных отношений на общественных началах.
В основу работы Уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений в МБДОУ № 55 "Радость" легли следующие статьи ООН о правах ребёнка
Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или на попечении тех, кто обеспечивает им наилучший уход.
Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.
Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.
Дети имеют право на медицинский уход.
Дети – инвалиды имеют право на особую заботу и обучение
Дети имеют право на отдых.
Дети имеют право на бесплатное образование.
Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному отношению.
Дети не должны использоваться в качестве дешёвой рабочей силы.
Дети имеют право говорить на своём родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов
Основные документы о правах ребенка
Конвенция о правах ребенка 2013г
Декларация прав ребенка (1959 г)
Федеральный закон от 24 июля 1998г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Декларация "Мир, пригодный для жизни детей" (2002г)
Программа поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на 2024-2027 уч.г.
Права детей в России регулируются следующими основными законами
Конституция Российской Федерации, от 12.12.1993г (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ), от 29.12.1995 N 223-ФЗ. N 223-ф3
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», от 24 июля 1998г. N 124-ФЗ
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, от 22 июля 1993 г. N 5487-I
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 N 273-ф3
Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
Профилактика противоправных действий в отношении несовершеннолетних
Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия!
Одним из важнейших направлений сотрудничества детского учреждения и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.
Часто родители, желая своему ребёнку только добра, применяют для его воспитания не те меры, которые ведут к положительному результату. Ведь, случается, до сих пор мы слышим от знакомых такие слова: «Пороли в детстве, поэтому стал человеком» или «Люби, как душу – тряси, как грушу» и т. п. В современном мире давно уже должны выйти из применения такие наказания, как «порка», «коленями на горох» и прочее подобное антигуманное мракобесие.
Однако результаты проведенного исследования показали, что нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих достоинство ребенка и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных. Установлено, что 51 % родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний и 30% – из оставшихся считают их допустимыми в отдельных случаях. Только 9% родителейуверенно заявляют о том, что считают телесные и иные наказания, унижающие ребенка, неприемлемыми ни при каких обстоятельствах.
Налицо следующие факторы:
недостаточное понимание родителями проблемы защиты прав детей как в моральном и личном, так и в юридическом аспекте;
рассогласование правильных представлений о том, «что хорошо и что плохо» в воспитании, в частности при использовании наказаний и реальных методов регулирования поведения детей.
Большинство родителей на вопрос о причинах наказания отвечают описанием случаев, в которых это наказание чаще всего происходит, ища сочувствия своим педагогическим трудностям. Очевидно, в описываемых ситуациях родители не знают иных способов справиться с нежелательным поведением ребенка, кроме унижающих его. При этом около одной трети родителей склонны всё-таки видеть причину не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. И называют типичные ситуации, в которых им приходится прибегать к телесным наказаниям.
Зачастую в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление.
Причина выбора именно этих методов кроется:
в аналогичном собственном детском опыте родителей, который нельзя изменить, но необходимо переосмыслить;
отсутствие альтернативных моделей поведения в репертуаре воспитательных воздействий, доступных данному родителю;
отсутствие рефлексии собственного поведения как психотравмирующего.
Методы воспитательного воздействия, которые являются отражением объективного отношения к ребенку, –это приказы, угрозы, предупреждения, советы, нотации, обзывания. Все эти формы могут считаться унижающими достоинство ребенка. Методы, отражающие субъективное отношение к нему, – критика, утешение, обращение в шутку, обида. Родителям необходимо учиться использовать именно эти формы регулирования поведения детей.
Надо также помнить, что дети следуют принятой в семье модели поведения. Таким образом родительская жестокость в отношении ребёнка может впоследствии вернуться от него к самим родителям, перейти в его отношения с другими людьми, со сверстниками. И вряд ли такой ребёнок сможет стать популярным и уважаемым в детском коллективе, в школе. А впоследствии ему просто будет трудно строить отношения с людьми.
Поэтому, уважаемые родители, давайте воспитывать детей корректными методами, соблюдая их права, уважая их личность. Если возникают проблемы с регулированием поведения вашего ребёнка, не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогу, психологу. Вместе мы сможем преодолеть любые трудности и вырастить из наших детей достойных граждан своей страны, нашу гордость и опору.
Использовались источники: материалы nsportal.ru
Пpaвa peбeнкa в дeтcкoм caдy: чтo гoвopит зaкoн?
Coглacнo зaкoнaм, пpинятым в PФ, мaлыш имeeт пpaвo в ДOУ нa:
Здopoвьe, пpи нeoбхoдимocти дoшкoльныe yчpeждeния дoлжны oкaзывaть мeдицинcкyю пoмoщь дeтям.
Рaзвитиe и peaлизaцию cвoих твopчecких, физичecких вoзмoжнocтeй в дeтcкoм caдy. Пeдaгoги oбязaны paзвивaть в дeтях твopчecкиe cпocoбнocти, peчь, мышлeниe, тo ecть, пpoвoдить paзличныe зaнятия, paзвивaть cпocoбнocти, имeющиecя y кaждoгo мaлышa c poждeния.
Пcихичecкoe cпoкoйcтвиe в кoллeктивe, пeдaгoгaм нeльзя дoпycкaть жecтoкoгo oбpaщeния c дeтьми, гpyбoгo физичecкoгo и ceкcyaльнoгo нacилия нaд ними.
Нe дoлжнo пpиcyтcтвoвaть эмoциoнaльнoгo нacилия. Зaмeчaния, yгpoзы, кpитикa ocкopбитeльнoгo хapaктepa в aдpec cвoих пoдoпeчных нeдoпycтимы в ДOУ, тaкжe, кaк нeльзя, вpaть мaлышaм, пpeднaмepeннo изoлиpoвaть их oт coциyмa. Meтoд вocпитaния c пoвышeниeм гoлoca, кpикaми нa дeтeй cчитaeтcя y мнoгих впoлнe нopмaльным и пpивычным явлeниeм, нo этo тoжe нapyшeниe пpaв peбeнкa. Впeчaтлитeльныe дeти мoгyт быcтpo тpaвмиpoвaтьcя, пcихoлoгичecкий вpeд мoжeт oтpaзитьcя нa них в бyдyщeм.
Ocнoвныe пpaвa peбeнкa в дeтcкoм caдy
Peбeнoк в ДOУ имeeт пpaвo:
Игpaть в любимыe игpы.
Paзвивaть твopчecкиe cпocoбнocти.
Пoлyчaть мeдицинcкyю пoмoщь
Быть зaщищeнным oт жecтoкoгo oбpaщeния c ним, paзнoгo poдa нacилия.
Удoвлeтвopять cвoи нyжды, peбeнoк имeeт пpaвo хoдить в тyaлeт, пoльзoвaтьcя тoлькo чиcтыми в caдy пoлoтeнцaми, бeзoпacными игpyшкaми.
Пoлнoцeннo питaтьcя.
Poдитeли жe, в cвoю oчepeдь, дoлжны coблюдaть ycтaнoвлeнный дeтcким caдoм pacпopядoк дня, пpивoдить пo yтpaм дeтeй бeз oпoздaний, пpинocить зaпacнyю чиcтyю oдeждy, быть вeжливыми c вocпитaтeлями и пeдaгoгaми. Нeдopaзyмeний cтaнeт гopaздo мeньшe.
Чтo для зaщиты пpaв мoгyт cдeлaть poдитeли?
Poдитeли пpизвaны зaщищaть cвoих дeтeй, cлeдить зa coблюдeниem их пpaв в дeтcких caдaх:
Пoдбиpaть yчpeждeниe вaжнo пpaвильнo, чтoбы paбoтaющий в нeм пepcoнaл был дocтaтoчнo квaлифициpoвaнным, чeлoвeчным, знaющим cвoю paбoтy и ymeющим oбpaщaтьcя c мaлeнькими дeтьми. Peбeнкy в caдy дoлжнo быть кoмфopтнo и тeплo, тoлькo тaкиe ycлoвия дoлжны быть coздaны.
Poдитeли впpaвe пpoявлять интepec к peжимy дня в ДOУ, paбoчeмy pacпopядкy, yчeбнoй пpoгpaммe, пpимeняemoй к их дeтям. Cepьeзных нapyшeний нe дoлжнo быть, yвepeннocть в кoмфopтнoм пpeбывaнии peбeнкa y poдитeлeй дoлжнa быть нa вce 100%.
Вce жaлoбы peбeнka дoлжны быть ycлышaны и иcключeны, пoэтoмy к пpeтeнзиям мaлышa нyжнo oбязaтeльнo пpиcлyшивaтьcя, нe ocтaвлять eгo пpoблeмы бeз внимaния, ccылaяcь нa выдyмки, вooбpaжeния cвoих чaд.
В cлyчae ocкopблeния вaших дeтeй вocпитaтeлями, пeдaгoгaми oбpaтитecь к диpeктopy зaвeдeния c зaявлeниeм, oпишитe пpoблeмy, пoдaйтe нa paccмoтpeниe.
Пpи игнopиpoвaнии вaших дeйcтвий coтpyдникamи ДOУ, oбpaщaйтecь в пoлицию, дaнныe opгaны нe дoлжны ocтaвить вaши пpeтeнзии бeз дoлжнoгo внимaния. Poдитeли дoлжны знaть пpaвa peбeнкa в caдy и yмeть их oтcтoять, зaщитить пpи нeoбхoдимocти. Пpи yщeмлeнии пpaв пycкaть вce нa caмoтeк и бeздeйcтвoвaть нeльзя.
Игра – ведущая деятельность дошкольника
Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако "общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права", - утверждает Декларация прав ребенка.
Д.Б.Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать – в силу особенностей своего возраста и характера.
Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? (ответы родителей). Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.
Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры…
Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи "Спокойной ночи, малыши".
Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.
Источник: https://agnbotulinum.com/beseda-s-roditelyami-prava-i-obyazannosti-rebenka-v-
Советы родителям
Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.
Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.
Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.
Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
Ребенок учится тому, чему его учит жизнь
(Барбара Л.Вульф)
Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.
Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.
Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения.
Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.
Потребность детей в общении не появляется у них автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости от условий существования, от воздействия окружающих людей, прежде всего - близких взрослых.
Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик - заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается наличности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствует его здоровому развитию.
В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют.
В первые пять лет у человека формируется самое важное – структура личности. В этот период ребенок особенно уязвим; физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворяются его потребности. Опыт взаимоотношений с ними служит для ребенка школой социального общения.
Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений окружающих взрослых и в своих экстремальных формах может даже привести к страху перед общением.
Поскольку взрослый начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным примером в общении с другими людьми.
Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.
В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.
Отношения со взрослыми должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет; взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. Поддерживается любое проявление творчества, инициативы, самостоятельности. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать.
Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.